Столь ожидаемый многими графический процессор AMD Vega 10, новоиспеченный флагман, основывающийся на 14-нанометровом техпроцессе класса FinFET и ранее популярный под именем Greenland, увидит свет в 2017 году и будет одарён сразу 32 Гбайт видеопамяти HBM2. Это отнюдь не слухи и не домыслы — так выглядят официальные планы Radeon Technologies Group на этапы с 2017 по 2019 годы. Сам Раджа Кодури (Raja Koduri), основной инженер данного подразделения, подтвердил, что компания уже работает над двумя новоиспеченными архитектурами, которые должны будут заменить Polaris в будущем, и Vega — первая из этих зодчеств.

В 2018 году на смену ей должна прийти архитектура Navi, о какой известно очень мало, помимо того, что она будет использовать некую «память новоиспеченного поколения». Скорее всего, речь идёт о HBM3. Но стоит вернуться к Vega 10, поскольку о флагмане 2017 года информации есть куда больше. Забавно, но точкой утечки ценных данных опять сделались социальные сети: спецификации Vega 10, она же бывший Greenland, «засветились» в профиле LinkedIn одного из инженеров AMD. В них указывается, что процессор получит 4096 основ GCN 1.4 и память HBM2 с 4096-битной шиной доступа. Это означает установку четырёх сборок HBM2 ёмкостью 8 Гбайт любая.

Та самая запись в LinkedIn

Та самая запись в LinkedIn, на момент публикации новости — уже удалена или затворена

Характеристики несколько напоминают Fiji: в основном количеством вычислительных основ, но, как указано в вышеупомянутом профиле, речь идёт о первом графическом процессоре с новейшей зодчеством поколений IP v9.0 и SoC v15. Автор записи возглавляет команду из семи человек, трудящуюся над устранением возникающих проблем с новой архитектурой и занимающуюся внедрением новоиспеченных возможностей вкупе с обеспечением обратной совместимости. На плечах этой команды возлежит также ответственность за тестирование будущего флагмана на уровне готовых SoC (System-on-a-Chip).

Кроме числа вычислительных основ, у Vega 10 с Fiji нет ничего общего: четвёртое поколение GCN обещает быть как минимум на 50‒55 % скорее, о чём свидетельствует запись в базе данных SiSoft Sandra, в которой говорится о Polaris 10. Процессор, трудящийся на частоте всего 800 МГц и располагающий 2304 ядрами GCN 4.0, покинул позади GeForce GTX TITAN Black и Radeon R9 290X с его 2816 основами, работающими на частоте 1000 МГц. Представьте теперь, на что будет способен чип Vega 10 в целой конфигурации с нормальной частотой. С учетом техпроцесса 14LPP можно ожидать 60‒70 % перевесы над текущим флагманом AMD, Radeon Fury X.

Между тем из опубликованных слайдов вытекает и ещё один важный факт: в них прямо указано, что Vega станет первой зодчеством AMD, использующей многослойную память HBM2. Что это означает для Polaris? Ответ прост: графические процессоры этого семейства будут довольствоваться памятью GDDR5X или даже обыкновенной GDDR5 в бюджетных вариантах. Беды в этом нет, поскольку от нехватки пропускной способности GDDR5X не мучается, она существенно проще и дешевле в производстве, а главное — в упаковке чипа, поскольку не спрашивает применения сложной, многослойной и очень хрупкой соединительной подложки (interposer). Да и процесс наращивания объёмов производства HBM2 возьмёт определённое время.

Первые сборки HBM2 SK Hynix появятся в третьем квартале

Первые сборки HBM2 SK Hynix появятся в третьем квартале

На демонстрации Polaris 10 и 11 не было примечено ничего похожего на соединительную подложку и чипы явно были сконфигурированы на использование GDDR5/X. К тому же, как уже отмечалось, создание ГП с одновременной поддержкой HBM и GDDR — предприятие вероятное, но крайне бессмысленное как с технической, так и с экономической точки зрения. Если в случае с Fiji собственно применение HBM позволило AMD создать графический процессор не только с большим числом основ, нежели у Hawaii XT, но и с меньшим уровнем энергопотребления, то Polaris для достижения 2,5-кратного перевесы в производительности на ватт использует эффект перехода на техпроцесс 14LPP. Vega, по всей видимости, сумеет раскрутить это превосходство над 28-нанометровыми чипами до трёхкратного как раз за счёт внедрения HBM2. Navi же обещает двукратное перевес над Polaris, но пока лишь на слайдах. Реальные тесты Navi — дело сравнительно отдалённого грядущего.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ